Размер шрифта: A A A
Изображения Выкл Вкл
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта

Воспитатель Бабанова Екатерина Ивановна

Консультация для родителей: «Роль подвижных игр в воспитании дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте происходит одно из главных «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии. Круг его общения расширяется. Кроме мира взрослых ребенок «открывает» для себя мир сверстников. Он находит, что другие дети «такие же, как он». Это совершенно не обозначает, что он не видел, не замечал их ранее, но восприятие сверстника обретает особенное качество – осознанность. Происходит, как говорят специалисты по психологии, идентификация себя со сверстниками («Он такой же, как я»), что главным образом изменяет отношение к нему.

Игра обучает жить ребенка и заниматься в коллективе, развивает организаторские способности, волю, дисциплинированность, упорство и инициативу.

Являясь для ребенка моделью социальных отношений, игра обогащает опыт ребенка, формирует нравственные качества личности, положительно влияет на становление отношений между детьми, помогает возникнуть «детскому сообществу»

Особая роль совместных игр как средства формирования взаимоотношений заключается в том, что в них создаются благоприятные условия для совместных переживаний, способствующие становлению общих (коллективных) интересов: ребята учатся действовать сообща, планировать, распределять роли, учитывать свои силы, время и возможности, заботиться о товарищах, помогать им.

Подвижные игры представляются наиболее доступным и эффективным методом воздействия на ребенка при его активной помощи. Преимуществом подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями является то, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Уровень межличностных отношений у детей дошкольного возраста повышается, если используются подвижные игры как средство воспитания положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста.

Известный педагог А.П. Усова утверждает, что дошкольная группа является первым своеобразным детским обществом, возникающим в совместных играх детей, где они имеют возможность, самостоятельно объединится друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Как раз в данных общих играх ребенок обретает социальный опыт, нужный для развития у него качества общественности.

Основателем российской системы физического воспитания является Ф.Лесгафт, утверждавший, что подвижная игра является сознательной, активной деятельностью ребенка, характеризующейся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами”. Хорошо выбранная и грамотно руководимая, игра представляется мощным средством воспитания детей дошкольного возраста. Сила влияния игры на всестороннее развитие ребенка состоит в эмоциональном возбуждении, интересе и увлечении, которые ощущает ребенок в период игры, он способен приложить немало усилий и быть весьма исполнительным.

Я.А. Каменский призывал к старательному подбору игр с учетом их воспитательной ценности, такого, чтобы одновременно развивались не движения, воспитывалась честность, любовь к порядку, мужество и дружеские отношения в детском коллективе.

Исследование Т.С. Блощицыной (1983) было посвящено проблеме формирования взаимоотношений детей и проводилось на основе включения детей в подвижные игры.

Подвижные игры положительно влияют на формирование и развития детских взаимоотношений, подтверждают многие исследователи Е. Белова, Л.Н. Волошина, Л.Д. Глазырина, И.А. Гришаева, О.П. Дегтярева, А. Сиротюк. Они считают, что дружеские отношения среди детей достигаются только при наличии играющего коллектива. Анализ материалов психолого-педагогических исследований показывает, что к старшему дошкольному возрасту, дети овладевают опытом игрового общения, и условием дальнейшего развития игровой деятельности является сформированность прочных навыков сотрудничества со сверстниками.

Воспитательные возможности подвижных игр наиболее полно проанализированы в ряде исследований Е.В. Конеева, Л.Г. Львов и др., отмечающих, что подвижные игры являются источником формирования социального сознания ребенка. Дети старшего дошкольного возраста развивают не только речевые умения, но и учатся понимать замысел товарища, считаться с желаниями других детей, уступать друг другу, оказывать посильную помощь сверстнику.

Особенная роль подвижных игр как средства развития взаимоотношений состоит в том, что в них формируются подходящие условия для общих переживаний, способствующих становлению общих (коллективных) интересов: дети обучаются действовать вместе, составлять план, распределять роли, принимать во внимание свои силы, время и возможности. Под влиянием критических оценок партнеров по игре у детей формируется критическая самооценка, происходит осознание хороших и плохих качеств сверстника, становление основ жизненной позиции ребенка.

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают большим числом подвижных игр, позволяющих совершенствовать их двигательные навыки. У них развивается интерес к соревновательным моментам в ходе игр: появляются задания, выполняя которые, дети должны действовать совместно, как члены одной команды. Эти особенности требуют от участников проявления не только дисциплинированности и выдержки, но, и, в немалой степени, навыков сотрудничества, т.е. способности входить в общество играющих детей, действовать в нем, используя навыки общения и способы взаимоотношений.

Подвижные игры имеют коллективных характер, поэтому, в процессе их проведения, у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих: находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке. Таким образом, подвижная игра является средством и методом физического воспитания, в ней заложены основы доброжелательности.

 2016 год

 

 

Консультация для родителей: «Игра как способ обучения и воспитания ребенка.»

В процессе развития ребенка и формирования его как личности игра играет, бесспорно, достаточно большое значение. Для детей дошкольного возраста игра выступает ведущим видом деятельности. Поэтому поводу К. Ушинский писал: «Если говорят, что игры предсказывают будущий характер, будущую судьбу ребенка, то это правильно в двояком смысле: не только в игре проявляются наклонности ребенка и относительная сила души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, следовательно, и на будущую судьбу» .Поэтому именно в игре развиваются не только психические процессы: мышление, речь, память, внимание, но и такие важные качества личности, как настойчивость, сосредоточенность, умение придерживаться определенных правил.

Средствами игры воспитываются такие чувства, как сострадание, умение прийти на помощь, дружба. Итак, благодаря игре окружающий мир, осознанный ребенком, значительно расширяется. В него входят не только предметы и явления ближайшего окружение, но и значительно более широкий круг предметов, с которыми действуют взрослые, и которые еще не доступны ребенку. Дети увлеченно играют в любые игры, поэтому использование игровой формы задач часто приводит к тому, что дети даже не замечают влияния взрослых на их обучение и воспитание. Они увлечены самой игрой, им просто интересно. Но незаметно для себя, во время такой игры дошкольники сравнивают, считают, запоминают, решают логические задачи и узнают много нового. Следовательно, как отмечал Л. Выготский, «Подчиняя поведение всем известным условным правилам, игра учит разумному поведению. Она является первой школой мысли для ребенка...» .

Игра для дошкольника является средством проникновения в деятельность и взаимоотношения взрослых, средством отображения окружающей действительности. В игре ребенок реализует свои возможности, которые недоступны ему в реальной жизни. Высокую оценку игре дал Сухомлинский. Он писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается питающий поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, что зажигает огонек любознательности» . С целью внедрения игры в жизнь, воспитательную и учебную деятельность дошкольников нами выделены условия развития детей дошкольного возраста средствами игры:

  • Использование в педагогическом процессе большого спектра игр.
  • Обогащение жизненного опыта детей знаниями и впечатлениями от игры.
  • Направления игры должно происходить осторожно и тактично.
  • Умение организовать самостоятельную деятельность и активность детей в игровой среде.
  • Создание условий для индивидуальных и коллективных игр.
  • Правильный отбор игр, игрушек и игрового оборудования.

Необходимым условием применения игры является также баланс между свободной самостоятельной игрой и другими видами деятельности. Соблюдение такого баланса является одним из основных компонентов развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. Главная задача  – вызвать интерес к определенному событию, которая увлекла бы ребенка, поразила, повлияла на его воображение и чувства. Очень часто родители (воспитатели), чтобы не огорчать ребенка, стараются не замечать ошибок или нарушений правил. В таком случае исчезает главная педагогическая ценность: воспитание воли, умения преодолевать трудности, желание играть до победы. Во время игры необходимо следить за соблюдением правил, точностью выполнения задания. Тогда игра будет способствовать развитию малыша, помогать готовить его к школьной жизни . Вмешательство взрослого должно способствовать повышению игровой активности дошкольников, но вместе с тем за детьми должна оставаться свобода и возможность реализовывать собственные идеи до тех пор, пока игра идет в правильном направлении. В процессе обучения и воспитания ребенка следует учитывать дельный совет В. Сухомлинского: «Ребенок имеет настоящую эмоциональную и интеллектуальную жизнь только тогда, когда он живет в мире игр, сказки, музыки, фантазии и творчества. Без этого она не лучше сдавленного цветка» .  Поэтому является очевидным, что родители  в становлении ребенка как личности должны придерживаться этого правила.

Итак, игра для детей – это их жизнь, не проходит без участия взрослых. И именно от взрослых будет зависеть правильно организованное предметно-игровое пространство, в котором находятся дети во время игр.

2017 год