Размер шрифта: A A A
Изображения Выкл Вкл
Цвет сайта Ц Ц Ц
обычная версия сайта

Воспитатель Зубашвили Оксана Борисовна

Консультация для родителей

на тему: «Значение режима дня для дошкольника»

   Режим дня - это чёткий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а так же рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребёнка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. Любая деятельность – это ответная реакция на внешний раздражитель, осуществляемая рефлекторно. Она является результатом сложных процессов в коре головного мозга, сопровождается огромной потерей (тратой) нервной энергии и приводит к утомлению.
   У ребёнка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определённые промежутки времени и сопровождается ритмичными изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления. Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологической точки зрения это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся её поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью, остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается, и создаются условия для отдыха ранее функционирующих участков коры головного мозга. В течение суток активность и работоспособность ребёнка не одинаковы. Их подъём отмечается от 8 до 2 часов и от 16 до 18 часов, а период минимальной приходится на 14-16 часов. Не случайно, поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности. Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребёнка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечается во вторник и в среду, а начиная с четверга, она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное возрастные утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственно-бытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75-80 % времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребёнку присуща потребность в активных движениях. Увеличение длительного компонента и рациональное распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Сон. Как бы целесообразно ни строился режим – с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребёнка неизбежно снижается, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон. Изучение физиологов сна выявило, что он неоднороден, а состоит из двух сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного более продолжительная (около 75-80 % всей длительности сна) это фаза глубокого сна (без сновидений, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут. Вторая фаза – быстрый сон - это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации поступившей за день, её анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти.

Рекомендуемая в течение суток продолжительность сна составляет:

  • для 3- х летних - 12 часов 50 минут;
  • для старших дошкольников – 12 часов.

Ночной сон – 10 часов 30 минут – 10 часов 15 минут.

Дневной – 2 часа 20 минут – 1 час 45 минут.

Здоровая усталость – предпосылка хорошего сна. Процесс засыпания осложняется и удлиняется, если дети перевозбуждены. Полумрак, приглушенные звуковые раздражители, опорожненный кишечник и мочевой пузырь, тёплый душ или ванна, удобная чистая пастель, ласковое обращение с ребёнком способствуют нормальному засыпанию.

Приём пищи. Обязательным компонентом режима является приём пищи, который организуется с учётом перерывов между завтраком, обедом, полдником – ужином в пределах 4 часов. Строгое соблюдение установленных часов приёма пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании пищи и после её приёма - это способствует утомлению.

Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных упражнениях и полном расслаблении.

 

Сентябрь 2016год

 

Конспект  организованной образовательной деятельности

"Воздух – невидимка"

Цель : Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. Знакомство с понятием “ВОЗДУХ”.

Задачи:

  • Показать способы обнаружения воздуха.
  • Познакомить со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений.
  • Развивать интерес к познавательной деятельности.
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
  • Прививать бережное отношение к окружающей среде

Материалы и оборудование: Целлофановые мешочки,стаканы большие и маленькие, стаканы с водой и трубочки, воздушные шары, сказочный персонаж кукла – Незнайка

Организационный момент- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным веществом, которое существует в природе. Познакомимся мы с этим веществом при помощи опытов. К нам сегодня в гости пришел Незнайка, который тоже желает познакомиться с интересным веществом.

I. Опыт: “Что внутри”.

- Ребята, возьмите в руки мешочки, и посмотрите, что внутри? (ответы детей).

- А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось? (ответы детей).

- Его раздуло.

- Что его раздуло? Что внутри? (ответы детей).

-Незнайка: А я считаю, что внутри ничего нет.

-Так кто же прав? (ребенок прокалывает свой мешочек и струю направляет на себя).

-Что вы чувствуете? Что было в мешке? (ответы детей)

-В мешке был воздух.

-Незнайка: Воздух? Я его не вижу.

-Мы его видим? Нет. Значит воздух невидимый. Но его можно обнаружить.

  1. Опыт: “Определи движение воздуха”.

- А как нам убедиться в существовании воздуха? Ведь увидеть мы его не можем.

- Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если …

-Педагог: Помашите рукой перед лицом. Что вы чувствуете? (ответы детей)

+Движение воздуха.

Чтобы почувствовать воздух, надо заставить его двигаться.

- А как называется движущийся воздух?

(ветер)

-А почему дует ветер? (Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух. Теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх. А холодный воздух устремляется на его место. Вот и возникает ветер.)

- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать. (демонстрация игрушки с пищалкой)

- Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

- Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

 Вывод: воздух невидимый.

- Воздух можно не только почувствовать, его можно и услышать.

Незнайка: Ха- ха – ха услышать, чего придумали. Разве воздух можно услышать, это же не музыка.

-Подожди незнайка, я тебе сейчас это докажу.

 (демонстрация игрушки с пищалкой)

Почему раздается писк? (когда мы сжимаем игрушку, воздух с большой силой давит на ее стенки, раздается писк)

- Думаю, теперь никто не сомневается в том, что воздух существует.

III. Опыт: “Опусти стаканчик, в воду держа его прямо”.

-Педагог: Возьмите маленький пустой стаканчик, переверните его вверх дном и медленно опустите его в большой стакан с водой. Обратить внимание на то, что стаканчик нужно держать ровно.

-Что получается? Попадает ли вода в стаканчик?

-Незнайка: У меня в стаканчике вода.(ответы детей: А у меня стаканчик сухой, вода в него не попала ).

-Почему у Незнайки в стаканчике оказалась вода? (ответы детей).

Вывод: в стаканчике есть воздух, он не пускает туда воду. Он прозрачный, невидимый.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

 Вправо – влево, влево – вправо

 Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).

 А давайте вместе

 Все попрыгаем на месте. (Прыжки).

 Выше! Веселей! Вот так.

 Переходим все на шаг. (Ходьба на месте).

 Вот и кончилась игра, заниматься нам пора. (Дети садятся).

  1. Опыт: “Пускание пузырьков из воды”.

-Педагог: А, как вы думаете, можно ли воздух увидеть? (ответы детей).

-Незнайка: конечно, нет, он же невидимый.

-Педагог: Давайте проверим. Что произойдет, если опустить соломинку и подуть в нее? (опустите соломинку в стакан с водой, подуйте). Что видите? (ответы детей)

-Это пузырьки, которые мы выдыхаем.

-Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность? (ответы).

-Незнайка: им так нравится.

-Педагог: Потому что воздух легче воды.

-Где вы наблюдали это явление – компрессор в аквариуме.

-Зачем же нужен воздух?

- Прежде всего, воздух необходим для дыхания.

- Вспомните, какие дыхательные упражнения мы знаем.

  • Глубокий вдох, выдох порциями.
  • Глубокий вдох, выдох с шипением.
  • Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

Каждый человек дышит – вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Дышат люди, животные…. Почему же тогда кислород до      сих пор не закончился в воздухе? (ответы детей)

Незнайка: А я знаю, а я знаю, воздух нам  привозят в мешках с луны, берут мешок, закручивают и везут к вам.

-Нет, незнайка ты не прав, растения тоже дышат, но они вдыхают углекислый газ, а выделяют кислород.Таким образом,                         поддерживается равновесие в составе воздуха.

- Итак, воздух необходим для дыхания всем живым организмам.

-Ребята давайте подышим носом Отлично.

-Как вы думаете, воздух имеет запах? (ответы детей).

-Незнайка: Неет, я знаю точно, воздух не имеет запаха.

(дети приводят примеры, где и когда они чувствовали запах воздуха).

Трубы заводов и фабрик выпускают в воздух целые реки углекислого газа. Выражение “нечем дышать” все чаще встречается в            разговорах большинства жителей городов. - Какие еще источники загрязнения воздуха можете назвать?

Источники загрязнения воздуха:

1) машины,

2) заводы и фабрики,

3) пыль, дым.

-Полезно ли дышать человеку, таким воздухом? (ответы детей).

Незнайка: Конечно, полезно, что в этом плохого?

Все большее количество жителей нашей планеты страдают болезнью – астмой. У больных людей сильно затруднено дыхание, они      задыхаются.

- Что же делать? Ждать, пока наша планета превратится в безжизненную пустыню? Какие меры должен предпринимать человек,          чтобы сохранить, очистить, пока еще не поздно, воздух на планете? (ответы детей)

-Способы охраны воздуха: (рисунки) фильтры на заводах и фабриках,

посадка растений в городах, использование невредных видов транспорта, топлива, создание организаций по охране окружающей        среды,

Молодцы ребята,  вы правы,  в нашей стране есть даже День защиты окружающей среды – 5 июня.

 -Нужен ли всем воздух?

-Незнайка: предлагает детям: закрыть нос и рот и не дышать.

-Ребята, что вам хочется сделать в этой ситуации? (ответы детей).

Вывод: воздух нужен всем: человеку, животным и растениям.

-Незнайка предлагает детям шары.

Почему они называются воздушными? (ответы детей)

VII. Опыт “Надуй шарик”.

-Педагог: Мы как бы ловим ртом воздух и запираем его в воздушном шарике

-Иногда шары надувают особым газом из болона. Этот газ легче воздуха, и поэтому такие шары могут улететь вверх.

-Незнайка: есть шары на которых можно путешествовать и я хочу предложить вам на рисовать для меня проект такого воздушного      шара и его устройства Договорились? Ну, тогда, до свидания! До встречи. 

 

 

 

 

январь 2017 год